Анализ работы школы за 2010 / 2011 учебный год

Тема работы педагогического коллектива «Развитие личности, стремящейся к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию».

 

Введение.

А. Анализ выполнения плана работы педагогического коллектива школы за 2010 / 2011 учебный год.

Предметом анализа является подведение итогов учебного года. Это один из самых важных периодов, циклов учебно – воспитательного процесса.

 

А.1. Анализ работы педагогического коллектива школы.

План работы педагогического коллектива школы выполнен в соответствии с целью школы и поставленными на 2010/2011 учебный год задачами. Были поставлены следующие цели и задачи:

Цель: «Создание благоприятной образовательной среды, способствующей раскрытию индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечивающей возможности их самоопределения и самореализации и укрепление здоровья школьников».

Задачи:

- создание максимально комфортных условий для самореализации каждого обучающегося при продвижении по образовательному маршруту;

- создание в образовательном учреждении условий для развития ключевых компетенций обучающихся;

- создание условий для оперативного учета образовательных ожиданий родителей и формирование их образовательных потребностей. Педагогическое просвещение родителей;

- повышение профессиональной и творческой активности педагогических работников в вопросах сохранения и крепления здоровья участников образовательного процесса.

Исходя из целей и задач, школа должна постоянно обновляться. Причем ключевой характеристикой становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к условиям современного общества. Т.е. наше образование должно обеспечивать переход от дошкольного детства, семейного воспитания к осознанному выбору последующей профессиональной деятельности, реальной самостоятельной жизни.

МОУ Зюзинская СОШ имеет статус муниципальной общеобразовательной средней школы.

В 2010/2011 учебном году школа работала в режиме 6-дневной недели, 1 класс – в режиме пятидневной  недели.

В школе обучалось 116 учащихся в 11 классах. Программа по всем предметам выполнена полностью. Промежуточную и итоговую аттестацию прошли успешно, в том числе ЕГЭ в 11 классе и ГИА  в форме ЕМЭ в 9 классе по математике, русскому языку и биологии.

Педагогический коллектив работает творчески:

- 1 педагог имеет высшую категорию (3,8%); 17 педагогов имеют 1 категорию (65,3%); 7 имеют 2 категорию (26,9%); 1 педагог не имеет категории (11 разряд).

- 11,5% - почетных работников общего образования; 7,6% - отличников народного просвещения; 7,6% награждены почетной грамотой МО и Н РФ; 57,6% - грамотой МО и Н УР.

 

Показателями успешности работы школы являются:

Выполнение закона РФ «Об образовании», решений Правительства РФ и районных, республиканских органов управления образованием по вопросам образования в 2010/2011 учебном году.

Стабильность 100-процентной успеваемости и позитивная динамика роста качества знаний учащихся школы:

 

Учебный год

2008 / 2009

2009 / 2010

2010 / 2011

Успеваемость

100

100

100

Качество знаний

46,6

48,7

44

Количество медалистов

-

-

-

 

К сожалению, качество знаний в 2010/2011 учебном году снизилось,  по сравнению с прошлым годом,   на 4,7%. По прежнему, несколько лет уже школа не выпускает медалистов.

Успешное выступление учащихся на различных конкурсах, олимпиадах.

Успешное поступление выпускников в вузы.

Активное участие школы в проведении районных, республиканских мероприятий и конкурсов.

Положительные результаты проверок.

Положительные результаты диагностики по предметам в рамках ВШК.

Успешная аттестация учителей.

Участие учителя в районном конкурсе среди учителей удмуртского языка и литературы.

Постоянное пополнение материально – технической базы школы.

Использование различных технологий в управлении и организации учебно – воспитательного процесса.

 

Проблемы, требующие дальнейшего решения:

Продолжение работы педагогов и учащихся по теме «Развитие личности, стремящейся к саморазвитию, самовоспитанию, самообразованию».

Совершенствование программы «Одаренные дети» и дальнейшая работа по этой программе.

Продолжение работы по повышению качества знаний учащихся и профессиональной компетентности учителей.

Дальнейшее укрепление материально – технической базы школы.

Повышение качества подготовки учащихся 9 класса, выпускников 11 класса к государственной итоговой аттестации в форме ЕМЭ и в форме ЕГЭ (удержать 100-процентную успеваемость по результатам ЕМЭ и ЕГЭ, повысить качество сдачи ЕМЭ и ЕГЭ).

Работа над сохранением контингента учащихся 1 – 11 классов, сохранением классов – комплектов.

 

 

А.2. Учебная работа.

В течение учебного года педагогический коллектив школы приложил значительные усилия для того, чтобы учащиеся успешно освоили государственный стандарт образования. Успеваемость в 2010/2011 учебном году составила 100%, т.е. все 116 учащихся школы овладели Федеральным стандартом образования.

Одной из основных задач на 2010/2011 учебный год было объявлено обеспечение стабильного уровня обучения и воспитания школьников. Ниже представлены результаты качества обучения за последние 6 лет:

Таблица 1

Классы

2005 –

2006

2006 –

2007

2007 –

2008

2008 –

2009

2009 –

2010

2010 –

2011

Изменения по сравнению с параллелью прошлого года

Изменения по сравнению с теми же классами прошлого года

1

-

-

-

-

-

-

-

-

2

45

70

47

63

46

58

-

-

3

60

55

70

46

64

54

- 10

+ 8

4

100

100

55

58

54

55

+ 0,1

- 9

5

56

75

63

64

53

38

- 15

- 16

6

26

57

75

43

33

35

+ 0,2

- 18

7

29

31/33

54

63

43

25

- 18

- 8

8

40

25

33

46

25

28

+ 0,3

- 15

9

21

50

32

39

50

38

- 12

+ 13

10

56

38

37

36

56

63

- 7

+ 13

11

70/14

45

36

45

45

44

- 0,1

- 12

 

Успеваемость в течение последних  лет стабильно удерживается на уровне 100%, в 2010/2011 учебном году по результатам ЕГЭ составила 97% (1 ученик не справился с ЕГЭ по выбору).

Наибольший интерес для анализа представляет последний столбец таблицы, т.е. сравнение успеваемости нынешних учеников с этим же составом в прошлом году. Анализ данных показывает следующее:

- при том, что общий уровень качества знаний по школе изменился (- 4,7%), почти в каждой параллели также произошло значительное (от 8% до 18%) снижение годовых результатов; повышение есть лишь в 3,9,10 классах (от 8% до 13%);

- позитивные изменения произошли в начальной школе (3 класс) и в старшем звене (9,10 классы); сильно сдали свои позиции 5, 6, 8, 11 классы;

Класс

Кол-во уч.

Предмет

Выполняли

работу

Получили отметки

% успеваем

% успешн

4 - 5

3

2

2

12

Математика

10

5

3

-

100

60

12

Русский язык

11

6

5

-

100

55

3

13

Математика

13

6

6

1

92

46

13

Русский язык

12

8/5

3/6

1/1

92

46

4

11

Математика

10

6

2

2

80

60

11

Литературное чтение

10

6

4

-

100

70

5

13

История

12

9

3

-

100

75

13

Математика

12

5

5

2

83

42

6

14

ОБЖ

14

11

2

1

93

79

14

Английский язык

13

8

5

-

100

62

7

12

Удмуртский язык

12

6/11

3/1

3/0

75/100

50/92

12

Физика

12

4

8

-

100

33

8

7

Алгебра

7

3

4

-

100

43

7

Биология

7

6

1

-

100

86

9

8

Русский язык

8

3

5

-

100

38

8

Алгебра

8

3

5

-

100

38

10

8

ОБЖ

8

7

1

-

100

88

8

Биология

5

4

1

-

100

80

8

География

2

2

-

-

100

100

8

История

1

1

-

-

100

100

11

9

Русский язык

9

5

4

-

100

56

9

Алгебра и начала анализа

9

6

3

-

100

67

- в среднем звене при переходе в 5, 6, 7,8 классы в этом году учащиеся испытывают значительные трудности и снижают качество обучения на 8 – 18%. Это острейшая многофакторная проблема, решать которую требуется комплексно. На первое место выдвигаются психологические проблемы подросткового периода, недостаточная работа классного руководителя с коллективом учащихся, отсутствие должного контакта с учителями – предметниками. Уровень учебной мотивации в среднем звене гораздо ниже, чем в начальном и старшем. Поэтому эти параллели требуют пристального внимания и заботы педагогов, родителей;

- при переходе в 10 класс обычно происходит снижение качества знаний, т.к. они испытывают большие трудности в изучении программы старшей школы. Хотя в нынешнем году произошло повышение качества знаний на 13%. Далеко не все учащиеся, приходящие сегодня в 10 - 11 класс, готовы к той мыслительной работе и интеллектуальному напряжению, которые требуются для освоения учебных предметов старшей школы. По большому счету, в старшем звене ученик впервые сталкивается с тем фактом, что хорошая учеба требует от него серьезных усилий и самодисциплины. В этом учебном году на переводном экзамене по математике и русскому языку ни один из 9,11- классников не получил оценку выше годовой. Учителя осознанно устанавливают планку трудности переводного экзамена на надлежайшем уровне, чтобы не только определить у учащихся уровень владения материалом, но и поставить перед учениками задачи на будущий учебный год;

- к сожалению, нынешние 11-классники не удержали качество знаний на уровне прошлого года (произошло снижение по сравнению с 10 классом на 12%). Кропотливая работа учителей в этом классе могла бы принести определенные плоды, хотя класс в целом не являлся сильным;

- в переводных классах по окончании учебного года был проведен промежуточный контроль, согласно Положению о промежуточной аттестации учащихся 2 – 8.10 классов и в 9, 11 классах (допуск к итоговой аттестации) с целью проверки соответствия знаний учащихся требованиям государственных образовательных программ, глубины и прочности знаний учащихся.

 

Таблица 2

Итоги промежуточной аттестации 2 – 11 классов

На промежуточную аттестацию было вынесено по 2 предмета со 2 по 8 класс. В 10 классе 1 предмет (ОБЖ) обязательный, а остальные предметы по выбору учащихся (выбрали биологию, географию, историю). В выпускных классах сдавали математику и русский язык.  9 человек по школе не прошли аттестацию по разным предметам по уважительным причинам. Неудовлетворительные отметки на промежуточной аттестации получили 11 человек по школе: 5 – в начальной школе, 7 – в среднем звене. Низкий уровень качества знаний (ниже 50%) в 3 классе по математике и русскому языку; в 5 классе по математике; в 7 классе по физике; три человека получили «2» за диктант в 7 классе по удмуртскому языку; в 8 классе по алгебре; в 9 классе по математике и русскому языку.

В целом, оценки, полученные на промежуточной аттестации совпадают с годовыми оценками, не считая неуспевающих. Промежуточная аттестация показала достаточный уровень качества знаний и степень обученности по разным предметам. Наиболее высокие результаты  достигнуты в 4 по литературному чтению; в 5 по истории; в 8 по биологии; в 10 по всем предметам.

Переводной экзамен по предмету служит не только для итогового оценивания знаний ученика. Это повод для ученика и учителя систематизировать знания, ликвидировать пробелы и отточить навыки по ключевым позициям предмета. Поэтому при надлежайшей подготовке можно было бы ожидать довольно большое количество экзаменационных отметок, превышающих годовые отметки. По статистике же в этом году подавляющее большинство экзаменовавшихся лишь подтвердили годовую оценку, а количество выпускников, успешно сдавших ЕГЭ и ЕМЭ в старшем звене  оказалось ниже. При всем этом, есть учителя, которые главной своей задачей поставили во что бы то не стало получение хорошего результата, а не проверки качества знаний учащихся. Поэтому целесообразнее, считаю, готовить задания для аттестации руководителям ШМО совместно с завучем, хотя это довольно большая работа. Также проводить промежуточную аттестацию только в присутствии ассистентов.

По решению, классные руководители 3,4 классов, учителя - предметники должны были проводить дополнительные занятия с неуспевающими детьми. (какая же работа была проведена?)

В свете сказанного целесообразно пересмотреть подход к организации переводных экзаменов по школе, подготовку проводить более организованно и основательно, ставить в более жесткие условия и потребовать большей ответственности не только от ученика, но и от учителя.

Далее, снижение качества знаний в 5 классе приводит к выводу, что проблемы преемственности при переходе из начального звена в среднее далеко не решены. Наши пятиклассники испытывают двойной стресс: во первых, начиная изучать новые предметы с новыми учителями, а во-вторых, получая новые для себя, непривычно низкие отметки за четверть и за год. Мы, порой, не прикладывая больших усилий для развития ученика, а лишь констатируя исполнительность ребенка благодаря помощи родителей, можем оценить знания ученика. В старших классах таким детям приходится очень трудно, так как они не способны самореализоваться, самоопределиться. В глубоком кризисе в прошлом году оказались учащиеся 7 – 8 классов, где качество очень низкое, где не сумели справиться с трудностями программы и требованиями учителей, также 5,6, 9 классы, 11 класс.

Одна из проблем нашей работы – отстраненность родителей от школьных проблем детей. А мы пытаемся показать лишь положительные результаты, часто скрывая от родителей проблемы, которые следовало бы решить совместно. Сюда же можно отнести излишнее завышение оценок, которые потом дети не подтверждают, все это вызывает отчуждение родителей от школы и осуждение со стороны. Но, удобно бы было, конечно, по любому вопросу привлекать мам и пап: не выучил, прогулял, не принес, не сделал – сообщил родителям - и те примут меры. Сейчас зачастую родители в ответ на претензии учителя лишь пожмут плечами – справляйтесь сами, на то вы и педагоги. И, как не обидно, они сегодня правы! Задача мамы – накормить, одеть, обуть, снабдить своего ребенка школьными принадлежностями и отправить его на урок. Остальное – дело школы. Уважаемые учителя, в обязанности родителей не входит объяснение недопонятых в классе тем, проверка домашних заданий, текущий контроль и прочее, и, тем более, качество проведения урока. Классный руководитель и учитель – предметник обязаны сами занимать активную позицию в отношении своих воспитанников, ставить задачу успеха своих учеников лично перед собой.

Следует помнить, что муниципальное общеобразовательное учреждение дает обязательное общее образование. И наша задача – не просто предоставить ученику это образование, а добиться того, чтобы ученик им овладел.

Ставя во главу угла вопросы повышения качества знаний, мы должны проводить более серьезную, планомерную работу по следующим направлениям:

- тесный контакт учителя – предметника с классным руководителем;

- желание учителя понять, принять проблему ребенка и помочь ему в учебе. Обеспечить овладение выпускниками государственных образовательных стандартов любыми способами (уроки, бесплатные консультации вне уроков, дополнительные занятия с учащимися, направление их на различные платные курсы);

- необходима помощь психолога, социального педагога, педагогическая преемственность при переходе из класса в класс;

- для учителей – предметников: взаимопосещение рабочих, а не только открытых уроков; больше посетить уроки во время классно-обобщающего контроля;

- проводить проверку знаний, умений по сложным предметам;

- применение современных техник и технологий обучения, позволяющих добиваться стабильных результатов учащимся с различным уровнем способностей;

- правильное оценивание знаний и умений учащихся, грамотное применение теории оценивания также является залогом повышения качества и эффективности урока.

Новые формы обучения позволяют наиболее полно раскрыть содержание обучения, повысить качество успеваемости. В свою очередь, познавательные интересы и потребности, чувство удовлетворенности, эмоциональное состояние, а в итоге нервно-психическое, телесное, духовно – нравственное здоровье – все зависит от учебной успеваемости. Мы, педагоги, обязаны обеспечить реализацию соответствия между результатами школьного образования и требованиями рынка труда.

Индивидуально – личностное педагогическое общение дает ученику опыт диалога, уважения и статусного общения.

Командно – педагогическое общение дает ученику опыт кооперации, ответственного выбора.

Благоприятный психолого – педагогический климат дает ученику положительный опыт взаимодействия в коллективе.

Уклад школьной жизни, представляющий собой живые традиции школы, дает ученику устойчивую систему идеалов общественного бытия.

 

Таблица 3

Итоги государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного общего образования

(9 класс)

Учебный

год

Кол-во

сдав.

«5»

%

«4»

%

«3»

%

«2»

Успевае -

мость

Качес-

тво

2009 –

2010

44

6

16

24

55

14

32

-

100

68

2010 –

2011

32

6

19

17

53

9

28

-

100

72

Из таблицы видно, что результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса улучшились, по сравнению с 2009 – 2010 учебным годом на 4%, что является результатом работы педагогов по привитию детям навыков самообразования, воспитания позитивного отношения к процессу учебы, пониманию разностороннего образования, проявлению креативности в различных видах деятельности. Обязательные предметы, математику и русский язык все учащиеся сдавали по новой форме, также биологию 4 человека по выбору сдавали по новой форме. Остальные предметы -  в традиционной форме.

 

 

Таблица 4

Итоги государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы полного среднего общего образования

(11 класс)

Предмет

Кол-во

сдававших

Минимальный

порог

Средний балл

миним. порог

преодол

порог

2010/2011

2009/2010

1

Русский язык

9

З6

9

59

58

2

Математика

9

24

9

45

42

3

Биология

4

36

3

48

71

4

Химия

1

32

1

51

68

5

Обществознание

5

39

5

56

65

6

История

2

30

2

53

63

7

Физика

3

33

3

56

57

8

География

1

35

1

48

-

Итого:

 

 

 

52

61

Средний балл по обязательным предметам (математике и русскому языку) чуть выше прошлогоднего. К сожалению, одна ученица не справилась с аттестацией по математике с первого раза, повторно она набрала 24 балла, что соответствует минимальному количеству баллов, установленному Рообрнадзором. Количество выбранных предметов в этом году увеличилось с 5 на 6. По прежнему популярными остаются такие предметы, как обществознание (5 чел) и биология (4 чел), также сдавали физику (3 чел), историю (2 чел), химию и географию по одному. География в этом году впервые была выбрана. Опять же, к сожалению, идет снижение результатов ЕГЭ по выбору по всем предметам по сравнению прошлыми годами, хотя учителями – предметниками была проведена большая подготовительная работа. Для подготовки к ЕГЭ в школе была составлена специальная программа. Не все справились с предметами по выбору. Низкие результаты на ЕГЭ можно, наверное, объяснить тем, что хотя класс в целом не был сильным, 8 из 9 выпускников сдавали предметы по выбору: одна выпускница сдавала 3 предмета по выбору, 6 – по 2 предмета, один выпускник – 1 предмет по выбору. В целом по классу снижение произошло на 9.

Результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 класса подводят к дополнительным задачам в работе педагогов старшего звена по привитию детям навыков самообразования, воспитанию позитивного отношения к процессу учебы, созданию условий для оперативного учета образовательных ожиданий родителей и формированию их образовательных потребностей.

 

А 3. Методическая работа

 

Работа педагогического коллектива над единой методической темой.

В 2010/2011 учебном году коллектив школы работал над методической темой: «Внедрение современных здоровьесберегающих педагогических технологий в образовательный процесс».

Цель: внедрение в образовательный процесс перспективных здоровьесберегающих технологий

Ожидаемые результаты методической работы: повышение качества образованности, уровня воспитанности ученика, формирование потребности учащихся проявлять заботу о своем здоровье и стремление к ЗОЖ, личностный рост каждого учащегося, высокий профессиональный уровень педагогов школы.

Задачи:

Обеспечение подготовки педагогических кадров к реализации инновационных образовательных программ, в том числе здоровьесберегающих.

Активизация работы учителей над темами самообразования.

Продолжение работы по созданию условий организации исследовательской работы.

Диагностирование уровня развития детей, состояние их физического и психического развития.

В соответствии с поставленными задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности:

- проведение педагогических советов, методических советов

- работа школьных методических объединений учителей

- открытые уроки

- творческие отчеты

- предметные недели

- консультации по организации и проведению открытых уроков

- организация работы с одаренными детьми

- организация и контроль курсовой системы повышения квалификации

- определение деятельности педагогического коллектива по аттестации педагогических кадров

- подготовка к аккредитации

- контрольно – инспекционная деятельность

- анализ качества обученности учащихся

Не все поставленные задачи  удалось выполнить в полной мере.

Анализ деятельности, промежуточных результатов обученности учащихся и своевременная коррекция методики организации занятия обеспечили стабильный уровень результатов обученности учащихся:

2008/2009 учебный год – 100%

2009/2010 учебный год – 100%

2010/2011 учебный год – 100%

Но, в ходе аккредитации ОУ была проведена экспертиза знаний обучающихся по общеобразовательным дисциплинам. Большинство учащихся справились с заданиями на базовом уровне по всем предметам. В среднем по школе успешность составила 87%, качественный уровень подготовки отмечается у 39% обучающихся, средний балл – 3,4. Наиболее успешно и на более высоком качественном уровне справились с экспертизой знаний обучающиеся выпускных классов 1 ступени обучения, успешность – 97%, качество – 73%. Самые низкие результаты в разрезе предметов были получены по алгебре в 9 классе и ОБЖ в 11 классе.

Также полностью не удалось решить задачи по обеспечению высокого методического уровня подготовки и проведения аттестации учителей.

 

Анализ методической работы по направлениям деятельности.

Подбор и расстановка кадров

Таблица 5

Категория участников образовательного процесса

Всего в ОУ

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

До 12 разряда

1

Педагоги

25+1 совм

1

17

7

1

 

Образование

Таблица 6

Год

Высшее

Средне - специальное

2009/2010

24

6

2010/2011

22

4

В настоящее время кадровый состав постоянный, 1 совместитель.

 

Аттестация

Только личность способна воспитать личность. Отсюда ясно, что развитие самого педагога, его интеллектуальных, нравственных, профессиональных свойств должно опережать уровень социального окружения. Это возможно при условии осознания учителем своей общественной значимости, высокой личной ответственности, постоянной работы по самосовершенствованию.

Таблица 7

<… Продолжение »

Год

Всего учителей

Высшая

Первая

Вторая

2007/2008

29

нет

3

1

2008/2009

30

1

5